СТАТТІ ПИЛИПЕНКО ВИКТОРІЇ ВІКТОРОВНИ (мовою оригіналу, 2007 – 2022 р. р.)
О начале занятий самопознанием и самосовершенствованием
Мое знакомство с Эммой Анатольевной Пиньковской произошло в мае 2007 года, когда добрая знакомая посоветовала посетить семинар «Культура духовного здоровья», автором и ведущей которого была врач.
На семинар я пришла за здоровьем и думала, что меня здесь будут не просто лечить, а быстро и качественно вылечат! Но, как оказалось, оздоравливать себя мне придется самой, и за меня этого никто делать не будет. Именно на семинаре я узнала, что путь к физическому здоровью лежит через исправление внутренней, душевной сути (своего неправильного мышления, необузданных эмоций и неумеренных желаний) и помочь мне в этом могут занятия по предлагаемой автором системе самопознания и самосовершенствования. На тот момент мне казалось, что я достаточно приличный и хороший человек, и исправлять в себе мне, если и нужно что-то, то совсем немного. Но! Занимаясь по системе самопознания и самосовершенствования вот уже на протяжении 13 лет, поняла, что процесс познания и исправления (изменения) себя – бесконечен.
Знания, полученные на семинаре и изложенные в книгах Эммы Анатолиевны, изменили мое представление о смысле жизни вообще; помогли сформировать правильное отношение к моей личной жизни и происходящим в ней событиям; сформировать образ человека, которым хочу стать в будущем. Это тот эталон, с которым сверяю свои поступки, слова, мысли.
Теперь занятия по системе самопознания и самосовершенствования для меня – образ жизни. Это наполняет мою жизнь смыслом, делает ее интересной и, надеюсь, полезной не только для себя.
ЕЩЕ РАЗ О ПРАВДИВОСТИ
В главе «Еще раз о правдивости» книги Эммы Пиньковской «Детектор лести» автор предлагает рассмотреть, что происходит с разумно мыслящим человеком, который вышел из «реки лжи» и направился в сторону «реки правды». Это уже совсем иной мир. И законы в этом мире уже не запрещающие, а предупреждающие. Для неправдивых людей, желающих избавиться от «хвостов лживости», закон предусматривает свою меру наказания, которое будет выглядеть, как чувство стыда от разоблачения в присутствии других людей таких скрываемых пороков как: лицемерие, лесть, хитрость [1, с. 72].
Чувство стыда поможет человеку, попавшему в неловкое положение, взрастить «плод покаяния» и получить прощение. Для этого нужно проанализировать сложившуюся ситуацию, увидеть, признать свою вину, и трансформировать обнажившееся негативное качество в позитивное. Но если раскаяние будет неполноценным, то человеку, возможно, еще не раз придется столкнуться ситуацией, подобной той, где он однажды проявил неправдивость. Такие ситуации будут создаваться для закрепления пройденного урока более сильным чувством стыда, за допущенную ложь [1, с. 73].
Автор указывает ступени формирования правдивости:
- научиться быть правдивым с посторонними людьми;
- быть правдивым с коллегами;
- освоить правдивость во взаимоотношениях с друзьями;
- построить правдивые взаимоотношения с любимым человеком;
- укрепить правдивостью отношения с родителями;
- стать правдивым в мыслях, наедине с самим собой (самое трудное!) [1, с. 73].
Также в главе показываются искажения в понятии «правдивость» во взаимоотношениях в повседневной жизни, когда человек позволяет себе чуть-чуть слукавить, сфальшивить, солгать для личной выгоды. А такой «слегка» лживый, лицемерный и хитрый человек, если ему дать власть, создает подобную систему отношений вокруг себя [1, с. 74].
Проанализировав, насколько я правдива во взаимоотношениях с окружающими людьми, увидела, к своему огорчению, что допускаю мелкую (вроде как безобидную) ложь, в основном, чтобы «не упасть лицом в грязь», чтобы не разрушить свой благовидный образ.
Совсем недавно поймала себя на такой лжи. Мы с сотрудницами договорились поздравить коллегу с днем рождения по телефону. Я больше всех агитировала других, а сама забыла поздравить. На другой день встретила сотрудницу, и она отчиталась, что дозвонилась и поздравила. А мне было стыдно признаться, что забыла позвонить и я соврала, что не нашла ее номер. Как же мне было стыдно перед собой, когда через некоторое время увидела хитрую свою неправдивость! Во-первых, проявила безответственность – сказала, что сделаю, и не сделала вовремя. Диагноз по таблице «Леонардо»: «неполноценная исполнительность», что означает, что если человек себе позволяет исполнить порученное ему, хоть и маленькое дело, не так, не вовремя, то на такого человека нельзя положиться (он не надежен). Хочу ли я быть таким человеком? Нет. Тогда нужно повышать степень своей ответственности и следить за исполнением своих самых малых обещаний.
Во-вторых, я, своею хитростью, привнесла неискренность в отношения с коллегой, рискуя потерять ее доверие. А ведь могла сказать правду, покаяться и попросить прощения за неисполнительность.
Как известно, если человек хотя бы раз был уличен во лжи (пусть и мелкой), то он теряет доверие к себе, и к своим словам. Я и раньше знала пословицу: «маленькая ложь рождает большое недоверие», но теперь я ее прочувствовала! Привыкнув изворачиваться или недоговаривать, человек сам попадает в плен своей лжи и пребывает там, так как боится разоблачения, хитрит, чтобы скрыть неприглядную правду о себе. Выход – в искреннем раскаянии и желании стать более правдивым, чем был вчера.
Я поняла, что безобидной лжи не бывает: любая ложь приносит вред и, в первую очередь, самому человеку. Убедилась, что занятие самопознанием и самосовершенствованием поможет не только объективно оценить степень своей правдивости на сегодняшний день, но и спланировать, какой бы я хотела стать в будущем, постепенно, поступенно и постоянно совершенствуя данное качество.
Литература
- Пиньковская Э. А. Детектор лести (серия книг «Спаси и сохрани») / Э. А. Пиньковская. – Черкассы : Издатель Чабаненко Ю. А., 2013. – 436 с.
РИТМ ВОСХОЖДЕНИЯ
Для меня, как для человека, идущего по пути самопознания и самосовершенствования, очень важно наладить собственный ритм продвижения в избранном направлении. Этому вопросу посвящена глава «Ритм восхождения» книги «Детектор лести» автора Э. А. Пиньковской [1].
Что же такое ритм? Автор, ссылаясь на толковый словарь С. Ожегова, приводит следующие определения этого понятия.
«Ритм – 1. Равномерное чередование каких-нибудь элементов; 2. Налаженный ход чего-нибудь, размеренность в протекании чего-нибудь.
Эти определения подходят как физическому труду, так и умственному, и духовному» [2, с. 349].
Для того, чтобы достичь успеха в процессе самопознании и не остановиться в любовании своими достижениями, необходимо соблюдать принцип «трех П»: постепенность, поступенность (в соответствии с таблицей «Леонардо» автора Э. А. Пиньковской) и постоянство (неотступность на избранном пути).
«Поэтому и необходим посильный ритм, – как отмечает автор, – режим труда и отдыха, сна и бодрствования. Режим молчания и говорения. Режим размышлений о высоком своем предназначении и покоя, то есть рассуждений о быте и о земных делах. Всему необходимо выделить время и упорядочить режим жизни: в сутках, неделе, месяце, квартале, в году» [1, с. 37].
На практике для меня это оказалось сделать гораздо сложней, чем предполагала. У меня катастрофически не хватает времени, чтобы заниматься всем тем, что определила для себя важным (ходить на работу, решать бытовые проблемы, заниматься самопознанием, общественной деятельностью, писать картины…). И если на что-то не хватает времени, то я испытываю неудовольствие. Проанализировала по таблице «Леонардо» от чего происходит неудовольствие своей деятельностью: в первую очередь, от неумения видеть и выбрать главное с учетом своих возможностей.
Начала размышлять путем поиска аргументов: мне нравится писать картины. А я могу себе позволить заниматься только этим? Нет. Если я не буду ходить на работу, то у меня не будет достаточно средств к существованию любимым занятием. Если я не буду решать свои домашние, бытовые проблемы, то кто за меня это будет делать? Я все еще хочу, чтобы кто-то это делал за меня? Но ведь цель для себя определила – стать более самостоятельной (в соответствии с законами целесообразности, соизмеримости, необходимости). Потому и жизненные обстоятельства складываются таким образом, чтобы я могла развить в себе это качество, т.е. появляются дела, выполнение которых помогает мне стать самостоятельной. Значит, для написания картин нужно выделить свободное время, но после выполнения всех тех дел, которые я определила для себя, как бытовые и необходимые.
Заметила: когда я стала размышлять таким образом, то и времени для любимого занятия появилось больше.
В главе автор подчеркивает, что каждому идущему путем самопознания важно определить, что для него главное – мысли об общем благе или о личном благополучии? Если мысли о личном благополучии на первом месте – то это путь в противоположную сторону, для получения удовольствия от возвеличивания собственного «я» [1, с. 37]. Согласно этому принципу, для меня важно думать о том, как сегодня стать лучше, здоровее себя вчерашней, чтобы не обременять собою окружающих в связи с моим нездоровьем.
Автор отмечает, что, продвигаясь по уровням и ступеням в развитии умения пользоваться своими пятью органами чувств, человек испытывает различные чувства, и рассматривает это на примере умения говорить:
- Научился говорить просто – чувство самолюбования.
- Научился говорить грамотно – тщеславие.
- Научился говорить интересно – радость.
- Научился говорить полезно – чувство гордости.
- Научился говорить понятно – чувство собственного достоинства.
- Научился говорить целенаправленно – чувство ответственности.
- Научился говорить кратко – чувство спокойствия» [1, с. 38].
А далее нужно научиться молчать: просто, грамотно, интересно, полезно, понятно, целенаправленно [1, с. 38].
В заключении главы «Ритм восхождения» Э. А. Пиньковская указывает на важность целенаправленного продвижения по пути самопознания и самосовершенствования, так как человек, следующий этим путем, постоянно получает знания. А знания – это сила! Самый правильный из всех путей эволюционного развития, по мнению автора, – это путь накопления знаний, укрепления веры и активных действий в жизни во благо людей [2, с. 351].
Прочитав эту главу, я пришла к выводу, что только непрерывное движение по пути самопознания и самосовершенствования, базирующиеся на принципах постепенности, поступенности и постоянства, может привести к успеху в развитии личности.
Эта глава помогла мне проанализировать и подкорректировать собственный ритм продвижения по пути самопознания и самосовершенствования. Уверена, что глава будет полезна для прочтения всем, кто избрал этот путь.
Литература
- Пиньковская Э. А. Детектор лести (серия книг «Спаси и сохрани») / Э. А. Пиньковская. – Черкассы : Издатель Чабаненко Ю. А., 2013. – 436 с.
- Пиньковская Э. А. Эгология (серия книг «Спаси и сохрани») / Э. А. Пиньковская. – Черкассы : Издатель Чабаненко Ю. А., 2012. – 438 с. – с табл.
Я И САМОПОЗНАНИЕ
Я уже тринадцать лет, с 2007 года, занимаюсь по системе самопознания Э. А. Пиньковской, и с каждым годом приходит все большее осознание глубины и ёмкости данной системы, а также понимание, сколь бесконечен сам процесс самопознания и самосовершенствования. Эта система затрагивает все составляющие развития человека: разум, душу и дух, помогает формированию внутреннего человека «по Образу и Подобию», что является ежедневным кропотливым трудом, базирующемся на принципе трех «П» (постоянство, постепенность, поступенность).
Знания, заложенные в книгах Э.А. Пиньковской, являются базой для постепенного овладения и применения их в повседневной жизни. Благодаря этим знаниям моя жизнь давно перестала быть чредой грустно-печальных дней и бессмысленно меняющихся событий, а стала заниматься осознанным процессом работы над собой. Это и познание своей внутренней сути: «Кто я?», через применение закона зеркала в ежедневных встречах, и трансформация обнаруженных негативных качеств с помощью таблицы «Леонардо» в позитивные, и формирование чувства меры в желаниях и сдержанности в эмоциях с использованием законов целесообразности, соизмеримости, выбора главного, и применение многих замечательных формул в различных жизненных ситуациях.
Конечно же, не всё и не всегда с первого раза получается так, как хотелось бы, но знания о бесконечности и постепенности в самопознании и самосовершенствовании помогают преодолевать периоды страданий от неудач и разочарований от нетерпения, и идти вперед.
«Между «узнать» и «уметь воспользоваться» этими знаниями – дистанция огромного размера (иногда бывает короче). Добиться мира в себе и закрепить разумный принцип думать обо всем «от добра» на внутриклеточном уровне – это дело чрезвычайно серьезное. Однако, без умения думать обо всех и всегда «от добра» (и о себе, в том числе) – трансформация собственного сознания из низкого уровня в средний, а затем из среднего в высокий невозможна» [2, с. 219].
Э. А. Пиньковская в книге «Эгология» пишет, что культура взаимоотношений человека с человеком начинается там, где каждый будет озабочен мыслью: как бы собою и своими проблемами не обременить жизнь другому [1]. Для себя считаю важным с помощью системы самопознания и самосовершенствования исправлять своё эгоистическое мышление больного человека и переводить его в мышление пока не вполне здорового, но бодрого в физическом плане и активного в душевных творческих порывах, никого не обременяющего собой и своими проблемами члена общества.
Литература
- Пиньковская Э. А. Эгология (серия книг «Спаси и сохрани») / Э. А. Пиньковская. – Черкассы : Издатель Чабаненко Ю. А., 2012. – 438 с. – с табл.
- Сапина И. Осмысление / Ия Сапина. – Черкассы : Издатель Чабаненко Ю. А., 2015. – Т. 2. – 462 с.
УМЕНИЕ ДАВАТЬ СОВЕТЫ
Как-то на одном из семинарских занятий по самопознанию нам задали домашнее задание – написать рассказ на тему: «Дурной совет вредит советчику». Вот я и стала наблюдать за собой, что, как и кому советую.
Я всегда была, если так можно выразиться, активнейшей советчицей. Пока не узнала, на тех же семинарских занятиях, что за каждый совет нужно нести ответственность. Стала более осторожно раздавать советы, при этом всегда добавляя (дабы снять с себя ответственность), что человеку надо самому решать: последовать моему совету или нет.
И вот, наблюдая, заметила, что когда я «со знанием дела» советую другому, что делать в той или иной ситуации, то сама, буквально на следующий день, попадаю в подобную ситуацию. И на деле приходится доказывать соответствие тому, что советовала (принцип «А ты?»). Это нелегко и приносит страдания, ведь я считала себя в этом вопросе компетентной.
И вот, оказавшись в подобной ситуации (состоянии), лихорадочно вспоминала, что же я вчера советовала «госпоже N» и как теперь мне самой это воплотить в жизнь? Примечательно, что возникали такие ситуации именно после тех советов, которые давала особо рьяно и как-то даже навязчиво-требовательно, имея при этом, как мне казалось, огромное желание помочь. Желание-то было, но в мыслях я считала себя лучше человека, который спросил, а в рассматриваемом вопросе важничала, и даже осуждала его невежество, по сравнению с моими знаниями в этом вопросе. Вот потому уместно чаще задавать вопрос: «А ты?!». Особенно, если собрался кому-то что-то «авторитетно» посоветовать.
Благодаря более тщательному самоисследованию на предмет советов, у меня появилась возможность трансформировать остатки прошлых обид в нескольких подобных случаях (которые один за другим начали всплывать в памяти – не чудо ли!). Также смогла посмотреть на себя и в роли советчика, и в роли того, кому дают советы. Очень надеюсь, что мое прозрение поможет мне более осмотрительно и ответственно давать и принимать советы.
Литература
- Пиньковская Э. А. Кто ты? (серия книг «Спаси и сохрани») / Э. А. Пиньковская. – Черкассы : Издатель Чабаненко Ю. А., 2011. – 814 с.
ОЗДОРОВЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ – ПУТЬ К ФИЗИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮ
Проблема здоровья во все времена остается актуальной. Человечество постоянно ищет средства, чтобы помочь каждому отдельному человеку стать более здоровым. Столетиями ученые изучают причины болезней и методы борьбы с различными микробными и вирусными возбудителями, но количество болезней не уменьшается, а появляются новые, неизлечимые на сегодняшний день, уносящие здоровье и жизни миллионов людей. Бесчисленные современные научные открытия в области медицины и фармакологии не приносят ожидаемых результатов. Поэтому пришло время, как отмечает Э. А. Пиньковская, пересмотреть взгляды на причины возникновения болезней и методы их лечения.
«Медицина новой эпохи обречена будет отводить большее внимание поиску новых методов лечения разумно мыслящих людей потому, что болезни душевные и духовные вызываются не микробами и вирусами, а безжалостными словами, недобрыми мыслями и негативными энергиями внутри организма» [1, с. 30]. В современном обществе должны разрабатываться и внедряться меры профилактики и пресечения хронических болезней. А поощряться должны здоровье и трудоспособность граждан, а не болезнь и инвалидность.
В книге Э.А. Пиньковской «Эгология» (из серии «Спаси и сохрани») предложен новый взгляд на осмысление причин возникновения болезней и указаны пути к оздоровлению мышления у разумно мыслящего человека.
Здоровье, по определению, – это правильная, нормальная деятельность организма. Но есть категория людей, у которых «слабое здоровье», следовательно, пишет Э. А. Пиньковская, неправильная, ненормальная деятельность организма. Такие люди давно отыскали виновных в своих болезнях. Вот они:
- правительство (потому, что низкий уровень жизни у людей);
- органы здравоохранения (потому, что не финансируют медицину в достаточном количестве);
- экология (климат, загрязненная атмосфера);
- врачи (плохо лечат);
- фармацевты (выпускают слишком дорогие лекарства) [1, с. 28].
Виновными могут быть также родители, окружающие люди, микробы, погода и т.д. Это хитрые и ленивые люди, которые давно усвоили для себя, что играть роль больного и требовать себе здоровья у окружающих намного легче, чем сохранять и укреплять свое здоровье собственными силами.
«Ничего не производить, находясь в состоянии нездоровья, но требовать при этом, чтобы государство оплачивало бездействие по больничному листу, предоставляло льготы, строило санатории и бесплатно лечило такого больного обывателя в наичистейших уголках природы – этот образ жизни вполне одобряется хитрыми и ленивыми согражданами» [1, с. 172].
Такие обыватели, разъясняется в «Эгологии», при первых признаках нездоровья, пугаются своего состояния. А страх, как известно, парализует разум, понижает способность к сопротивлению и тем усиливает болезнетворное действие микробов. Хитрые обыватели бегут к врачам, знахарям, экстрасенсам, но недоверие к самому себе и к остальным не дает им желаемого результата [1, с. 30]. Не оказав сопротивление одной болезни, такой человек может допустить в себе множество хронических болезней. А все от того, что этот больной к здоровью своему относился безответственно, не искал гармонии в труде, в отношениях с окружающей природой.
Стоит задуматься, в чем же истинные причины болезней?
Болезни можно подразделить на:
- врожденные аномалии (наследственные, кармические);
- приобретенные (допущенные);
- неизлечимые (запущенные) [1, с. 39].
В данной классификации просматривается прямая вина самого человека или членов его семьи.
Тело человеческое бренно, оно получает здоровье или болезнь в ответ на свое правильное или неправильное отношение к миру физическому. Сотворенное человеком зло нравственное (в мыслях и словах) к нему же и возвращается.
«Если у человека остро появились симптомы нездоровья – это сигнал о появившейся дисгармонии во внутренних коммуникациях между органами и системами. Если причина им самим быстро осознана, то энергетический дисбаланс скоро устраняется и человек вновь чувствует себя бодрым, активным и радостным.
Именно этому предстоит научиться человеку разумно мыслящему: опознавать причины своего нездоровья.
Но если человек не пожелает искать причину нездоровья, то вместо осмысления и устранения данной причины, ему придется воспользоваться лечением проявившихся симптомов какой-то болезни.
Наличие видимых последствий (симптомов), свидетельствует о неправильном мышлении. Это должно быть понятно и самому нездоровому человеку, и врачам.
…Временный успех от применения лекарств возможен, но так как причина появления этих симптомов (негативное мышление) осталась неопознанной, это следствие время от времени будет повторяться и примет характер хронического заболевания» [1, с. 34-35].
«Болезни, возникающие по причине невежества, неверия и лени, невозможно вылечить ни лекарствами, ни хирургическим путем» [1, с. 39].
Если человек, уверовав в неизлечимость своей болезни, соглашается жить в неволе, то кто и как ему может помочь? Только сам человек!
Все, что дается человеку от рождения Природой, все это может и должен совершенствовать сам человек. Своим трудом, своею волею и желанием.
Для получения знаний о себе нужно приложить труд умственный.
Для того, чтоб научиться здоровому образу жизни – труд умственный + силу воли.
Для того, чтобы победить или уменьшить свой имеющийся недуг – труд умственный + сила воли + ритм.
Для того, чтобы постоянно быть в дозоре для профилактики (недопущения) тех состояний, которые ранее расстраивали здоровье – все виды труда + постоянство [1, с. 39-40].
Знающий, бесстрашный и свободно управляющий своими желаниями и эмоциями человек может точно определить причину своего нездоровья. Он умеет увидеть причину нездоровья в себе, признать ее вслух (покаяние), попросить прощения у Творца за свой промах. Он спокойно преодолевает этот период жизни, исправляет недостаток, приведший его до нежелательного состояния в себе, а после – помогает и окружающим его людям стать такими же здоровыми, как он сам [1, с. 40].
Таким образом, не болеют знающие о мерах предосторожностей и бесстрашные, то есть трудолюбивые, решительные и самостоятельные люди. А болеют рабы страстей и хитрые, ленивые и флегматичные невежды.
Таким образом, Э. А. Пиньковская выводит формулу здоровья для людей, воплотившихся жить на земле в новой эпохе.
Культурный человек – не болеет! [1, с. 30].
Литература
- Пиньковская Э. А. Эгология (серия книг «Спаси и сохрани») / Э. А. Пиньковская. – Черкассы : Издатель Чабаненко Ю. А., 2012. – 438 с. – с табл.
ЛЕНЬ КАК ФАКТОР ТОРМОЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
В книге Э. А. Пиньковской «Эгология» из серии «Спаси и сохрани» в главе «О лени» говорится о методах обнаружения в себе и окружающих лени, о ее пагубном и застойном влиянии на развитие личности и о необходимости трансформации негативного качества «лень» в добродетель «желание действовать, работать» с помощью познания космических законов.
Актуальность этой темы обусловлена тем, что лень негативно влияет как на развитие личности в целом, так и на результаты деятельности человека в частности.
Преодоление лени традиционно рассматривалось с точки зрения этики и философии в контексте поиска путей к добродетельной жизни, с точки зрения педагогики – в связи с воспитанием трудолюбия. То или иное общество формирует представление о человеке как о ленивом или неленивом, задавая критерии оценки и самооценки. Как в прошлом, так и в настоящем времени проявления лени не одобряются. Свидетельства этому можно найти и в научной, и в художественной литературе. Известный политический деятель Б. Франклин говорил, что «лень – это ржа ума и тела; ключ, которым часто пользуются, всегда блестит, как новый». Известна и фраза, что «Лень делает всякое дело трудным». А великий русский мыслитель и писатель В. Г. Белинский считал, что «апатия и лень – истинное замерзание души и тела».
Исходя из этого, цель данной статьи – акцентировать необходимость выявления и преодоления в себе лени; задача – выяснение причин появления лени и способов ее преодоления.
Наличие лени в себе человек маскирует, но это определить не сложно с помощью теста, предлагаемого автором в данной главе. Нужно, всего лишь, предложить своему ребенку, коллеге, другу, знакомому, подчиненному начать новое дело. Возможны такие ответы:
- Нет, не буду этого делать.
- Нет, не хочу этого делать.
- Нет, не могу, потому, что…
- Нет, боюсь, что не справлюсь.
- Я об этом ничего не знаю!
Все эти отказы свидетельствуют:
- О наличии лени в таком человеке;
- Об отсутствии определенных профессиональных знаний или навыков их применения;
- О нежелании или страхе взять ответственность на себя;
- О недостаточном благорасположении этого человека лично к тебе и непризнании тебя лидером. Такой человек не готов к продуктивному сотрудничеству [1, с. 272].
В словаре В. Даля дается такое определение: «Лень – неохота работать, отвращение от труда, от дела, занятий, наклонность к праздности, к тунеядству». Изначально лень возникает у человека для того, чтобы сохранить его физические и психические силы. Но часто человек преступает меру в использовании этого права. Потому, наличие необузданной лени в человеке – это индикатор его неорганизованности и сигнал тревоги об отступничестве. Отступничество возникает в момент оправдания, прощения себя или компромисса [1, с. 272].
Неорганизованный и недисциплинированный человек попусту тратит силы, средства и время на неглавные, но множественные дела. Такой человек часто пребывает в депрессии, апатии, унынии, разочаровании, растерянности, огорчении, неудовлетворенности. Этот человек не знает о законах целесообразности, соизмеримости и о законе выбора главного [1, с. 272].
«Знающий об этих законах человек, – как подчеркивает Э. А. Пиньковская, – учится желать то, что может сделать, достичь и узнать самостоятельно. Надо обязательно научиться соизмерять свои силы и средства с размером мечтаний. Надо обязательно научиться из многого вычленять главное, и к этому главному прикладывать основные свои силы, средства и время» [1, с. 272].
Познание и применение законов целесообразности, соизмеримости, выбора главного поможет человеку научиться разумно использовать свои силы, средства и время. И это позволит ему преодолеть лень и занять активную жизненную позицию.
Литература
- Пиньковская Э. А. Эгология (серия книг «Спаси и сохрани») / Э. А. Пиньковская. – Черкассы : Издатель Чабаненко Ю. А., 2012. – 438 с. – с табл.
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ САМОПОЗНАНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(из доклада на ежегодной итоговой конференции, посвященной 15-летию культурно-просветительской деятельности ЧГОО «Лига культуры», г. Черкассы, 21.08.2015)
Я уже восемь лет занимаюсь по системе самопознания Э. А. Пиньковской, и с каждым годом приходит все большее осознание глубины и ёмкости данной системы, а также понимание, сколь бесконечен сам процесс самопознания и самосовершенствования. Данная система затрагивает все аспекты развития человека: разум, душу и дух. Помогает формированию внутреннего человека «по Образу и Подобию», что является ежедневным кропотливым трудом, базирующемся на принципе трех «П» (постоянство, постепенность, поступенность).
Знания, заложенные в книгах Э.А. Пиньковской, являются базой для постепенного овладения и применения в повседневной жизни. Благодаря этим знаниям моя жизнь давно перестала быть чредой бессмысленно меняющихся событий, а стала осознанным процессом работы над собой.
Это и познание своей внутренней сути через применение закона зеркала в ежедневных встречах, и трансформация обнаруженных качеств с помощью таблицы «Леонардо», и формирование чувства меры в желаниях и эмоциях через применение законов целесообразности, соизмеримости, выбора главного, и применение многих замечательных формул в различных жизненных ситуациях.
Конечно же, не всё и не всегда получается так, как хотелось бы, но знания о бесконечности и постепенности в самопознании и самосовершенствовании помогают преодолевать периоды страданий и разочарований и идти вперед.
«Между «узнать» и «уметь воспользоваться» этими знаниями – дистанция огромного размера (иногда бывает короче). Добиться мира в себе и закрепить разумный принцип думать обо всем «от добра» на внутриклеточном уровне – это дело чрезвычайно серьезное. Однако, без умения думать обо всех и всегда «от добра» (и о себе, в том числе) – трансформация собственного сознания из низкого уровня в средний, а затем из среднего в высокий невозможна» [2, с. 219].
Э. А. Пиньковская в книге «Эгология» пишет: «Культура взаимоотношений человека с человеком начинается там, где каждый будет озабочен мыслью: как бы собою и своими проблемами не обременить жизнь другому». Для себя считаю важным с помощью системы самопознания и самосовершенствования исправлять своё эгоистическое мышление больного человека и перевести его в мышление здорового, активного, бодрого, не обременяющего собой и своими проблемами члена общества.
Литература
- Пиньковская Э. А. Спаси и сохрани: в 3-х т. Т. 2: Эгология. – Черкассы : Издатель Чабаненко Ю. А., 2012. – 438 с. – с табл.
- Сапина И. Осмысление. – Черкассы : Издатель Чабаненко Ю. А., 2015. – Т. 2. – 462 с.
РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ «ДУРНОЙ СОВЕТ ВРЕДИТ СОВЕТЧИКУ»
Как-то на одном из семинарских занятий по самопознанию нам задали домашнее задание – написать рассказ на тему: «Дурной совет вредит советчику». Вот я и стала наблюдать за собой, что, как и кому советую.
Я всегда была, если так можно выразиться, злостной советчицей до тех пор, пока не узнала, на тех же семинарских занятиях, что за каждый совет нужно нести ответственность. Стала более осторожно раздавать советы, при этом всегда добавляя (дабы снять с себя ответственность), что мол тебе решать – последовать моему совету или нет.
И вот, наблюдая, я заметила, что когда я «сознанием дела» советую другому что делать в той или иной ситуации, то сама, буквально на следующий день, попадаю в подобную ситуацию. И на деле приходилось доказывать соответствие тому, что советовала (принцип «А ты?»). Это нелегко и страдательно, ведь я о себе в этом вопросе была определенного мнения. И вот, оказавшись в подобной ситуации (состоянии) лихорадочно вспоминала, что же я вчера советовала «господину N» и как теперь мне самой это воплотить в жизнь. Это касалось именно тех советов, которые давала особо рьяно и как-то даже навязчиво-требовательно, имея при этом, как мне казалось, огромное желание помочь. Желание-то было, но в мыслях я считала себя лучше в рассматриваемом вопросе, важничала и даже осуждала человека. Вот и уместно чаще задавать вопрос: «А ты?!». Особенно если собрался кому-то что-то «авторитетно» посоветовать.
Еще вспомнился случай семилетней давности, который впоследствии помог мне применить метод «шампура», так как случаев подобных оказалось достаточно.
Здесь в роли советчицы выступила моя подруга, которая, по моей просьбе, посоветовала каким бизнесом можно заняться, сославшись на знакомого, который преуспел в подобном деле. Подруга в этом вопросе была для меня авторитетом (т.к. у них с мужем – давно налаженный бизнес). И мы с мужем начали организовывать это дело, но у нас в итоге ничего не получилось (много мы натерпелись с этим бизнесом). Я давно проанализировала и установила причины былой неудачи и «закрыла» эту тему.
Но когда, в наблюдаемый период, всплыл в памяти этот случай, то я с удивлением обнаружила следы обиды на подругу (вот если бы она тогда так авторитетно не посоветовала, то…). А ведь она хотела помочь!..
Благодаря более тщательному исследованию себя на предмет советов, у меня появилась возможность трансформировать остатки былых обид в нескольких подобных случаях (которые один за другим начали всплывать в памяти). Также смогла посмотреть на себя и в роли советчика, и в роли того, кому дают советы, что, надеюсь, поможет мне более осмотрительно и ответственно давать и принимать советы.
СВІТ ВИСОКИХ ДУМОК
Глава «Світ високих думок» з книги Емми Піньковської «Казки Габріели» спонукає читача замислитися щодо культури свого мислення.
Автор нагадує про семиричність світобудови. Нам відомо, що існує сім кольорів веселки, сім днів тижня, сім планет від Землі до Сонця, сім тіл у людини [2, с. 7]. За таким же принципом існують сім планів (рівнів або сфер), розташованих від земної атмосфери до Царства Небесного. Кожен план має різні умови для перебування в ньому людини в її тонких тілах [1, с. 23].
Те, у якому плані може перебувати людина, залежить від рівня її свідомості та душевно-духовного розвитку. Наприклад: існуючий земний план (світ) змушує людину думати насамперед про особисту безпеку, про виживання. Людина, яка живе тільки в матеріальному плані, має егоїстичне мислення, обмежене рамками «я, мені, моє». Але по мірі духовного дорослішання, розвитку її свідомості та поступового переходу у формат мислення «вони, ми» з’являється можливість перебування і в інших, більш високих планах [1, с. 24].
Наочно нам це демонструє таблиця «Леонардо» автора Емми Піньковської, за якою можемо простежити, як змінюється рівень розвитку свідомості в людини, яка займається самопізнанням та самовдосконаленням [2, с. 58].
У Царстві високих думок є можливість навчитися мисленню, протилежному егоїзму – альтруїстичному (безкорисливій турботі про інших), коли свідомість трансформується за принципом «ми, нам, наше». Засвоюючи закони вищого порядку, можна навчитися самостійно та осмислено контролювати, аналізувати та трансформувати своє мислення. Також необхідною умовою перебування в цьому Царстві є гармонізація душевних властивостей, що означає оздоровлення тіла пам’яті, тіла бажань, тіла емоцій та ментального тіла. У Царстві високих думок неприпустима невідповідність між думками, словами та діями. Важливо навчитися думати, говорити і робити одне і те ж. Усе це допоможе підвищити рівень критичності в оцінюванні себе [1, с. 25].
Світ високих думок для мене – це поки що далекий світ, у який я, перебуваючи на своєму рівні розвитку свідомості, можу потрапляти лише іноді (у молитві, у хвилини захоплення красою природи, творами мистецтва, у моменти щирої вдячності). Шлях до цього Царства вказаний, практичні рекомендації можна знайти у літературі морально-духовного спрямування. І лише від мене залежить, як швидко я зможу просуватися цим шляхом, спираючись на три «П» (постійно, поступово, поступенево).
Література
- Піньковська Е. А. Казки Габриели-2 (продовження) Черкаси : Видавець Чабаненко Ю. А., 2022. – 188 с.
- Самопізнання і самовдосконалення в схемах, формулах, таблицях : навчально-методичний посібник / під загальною редакцією Е. А. Піньковської, Т.В. Черкашиної. – Черкаси : Видавець Чабаненко Ю. А., 2018. – 152 с.