Вклад Николая Константиновича Рериха в мировую культуру

Николай Константинович Рерих (1874-1947) всемирно известный художник, величайший мыслитель и философ, писатель и публицист, многоплановый ученый, историк и археолог, путешественник и общественный деятель, посвятивший свою жизнь служению Красоте и Знанию. Его многогранный талант сравним по своей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Николай Рерих был истинным воином Культуры, который призывал человечество к защите, сохранению и приумножению ее сокровищ. Все творчество Николая Рериха пронизано заботой о главном устое жизни – Культуре. Святослав Рерих так писал о своем отце Николае Рерихе: «Он был истинным патриотом и горячо любил свою родину, но он также принадлежал всему миру. Весь мир был полем его деятельности. Все человечество было для него собратьями. Каждая страна представляла особый интерес и особое значение. Каждая философия, каждое учение жизни были для него только путем к совершенствованию, и жизнь для него была великими вратами в Будущее» [1].

Жемчуг исканий. 1924

Николай Рерих внес огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. За свою жизнь он создал около 7000 живописных полотен, многие из которых находятся в известных галереях мира. Его картины воплощают добро, истину и красоту в такой степени, что их духовное воздействие неизбежно. Они рассказывают о новой силе, входящей в жизнь, силе, которая должна подвинуть дух человека к новым, более благородным начинаниям. Он создал около 30 томов литературных трудов, включая два поэтических, в которых выражаются мысли о всеобщих, всемирных путях развития Культуры. Основал Институт Гималайских исследований «Урусвати» и более десятка культурно-образовательных учреждений и обществ в различных странах мира. Более ста институтов, академий, научных корпораций, культурных учреждений во всем мире избрали его своим почетным и действительным членом. Николай Рерих организовал и принял участие в Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедициях, результатом которых является богатейший этнографический, лингвистический, археологический и искусствоведческий материал. Центрально-Азиатскую экспедицию по праву считают одним из величайших свершений географической науки 20 века.

Николай Рерих внес огромный вклад в дело сохранения мира, он стал инициатором международного движения в защиту культурного наследия Пакта Рериха, направленного на сохранение памятников истории и культуры, выдающихся произведений искусства. Этот договор стал первым международно-правовым актом, специально посвященным охране культурных ценностей. Пакт для защиты культурных ценностей, как отмечал Николай Рерих, нужен не только как официальный документ, но и как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение на благородных идеях о сохранении истинных ценностей всего человечества.

Вместе с Пактом Рерих предложил отличительный знак для идентификации объектов охраны  Знамя Мира, представляющее собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в неё тремя красными кругами, символизирующими единство прошлого, настоящего и будущего в круге вечности, по другой версии  религия, искусство и наука в круге культуры. Знамя Мира и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире.

Идеи Пакта нашли отражение и в искусстве Николая Рериха. Эмблему «Знамени Мира» можно видеть на многих его полотнах тридцатых годов. Специально Пакту посвящена картина «Мадонна-Орифламма» [2].

Увековечивание Красоты, воспитание Красотой, духовное преобразование Красотой главная идея творчества Николая Рериха. Красота познаётся человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество. Он разработал и оставил миру Доктрину Культуры-Красоты: «Там, где культура, там и мир, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура есть накопление величайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания». Понимая культуру как почитание света, творческого огня, как синтез Знания и Красоты, как определяющее начало развития общества и каждого человека, Рерих видел в ней спасение от разрушений и войн и основу для лучшего будущего, считая культуру профилактикой от всех бед человечества [3].

Приказ Учителя. 1947

Жизнь Николая Рериха это пример реального становления Нового Человека, пример первопроходца, который проторил путь в далекое и прекрасное Будущее, путь к вершинам Новой Жизни, пример воплощения в жизни каждого дня устремленности и преданности служению Общему Благу, пример героического восхождения к высотам Духа через выполнение возложенной на него задачи [4].

Гора пяти сокровищ. 1933
Гора пяти сокровищ. 1933

Самое главное, утверждает Николай Рерих, заключается в нас самих, в силе нашего духа, в нашей внутренней культуре, основой которой являются добросердечие, стремление к знанию и почитание Красоты. Эти призывы никогда не были отвлеченными. На этих принципах строились не только искусство и литературное творчество Н.К. Рериха, но и вся его жизнь [5].

 

 

Литература

  1. https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=6520
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%85,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
  3. https://cyberleninka.ru/article/n/idei-polozhennye-v-osnovu-zhivopisnogo-tvorchestva-n-k-reriha
  4. https://lib.icr.su/node/2254
  5. https://icr.su/rus/family/nkr/biograph/03.php?print=yes.